Ландшафтный дизайн от Сотченкова Дениса
Контакты
Тел: +7 (985)998-64-82
e-mail: info@artgarden.ru

Садовые дорожки

  Но и для пешехода нет теперь опасности, увязнуть в грязи. Не веришь глазам, что идешь по тем улицам, где только что текли реки воды. У нас в черноземной полосе такой ливень сделал бы дороги негодными на недели; экипажи увязали бы с лошадьми, и при закладке новых домов пришлось бы не раз, как некогда в Харькове, наталкиваться на ископаемые фаэтоны. Здесь же, напротив, о грязи нет и помину, и, не рискуя даже промочить ботинок, вы можете пройтись по улице.

А. Н. Краснов "Под тропиками Азии".

садовые дорожки
В случае, когда бордюр является частью дизайна мощения, следует обеспечить возможность свободного стока воды с поверхности садовой дорожки.

садовые дорожки
Применение бордюра может быть оправдано в случае, когда нежелательно устройство бетонного основания под мощение природным камнем или тротуарной плитки.

садовые дорожки
Тротуарная плитка является единственным материалом для мощения, который может быть представлен в любой цветовой гамме.

садовые дорожки
Не нужно бояться экспериментировать с материалами для мощения дорожек.

садовые дорожки
Плитняк из натурального камня самый пластичный материал для мощения дорожек. Из него хорошо удаются дорожки со сложным рисунком прокладки на местности.

садовые дорожки
В сыром подлеске швы мощения часто покрываются мхом и злаковыми травами, что вносит нотку романтизма в сложившуюя картину.
Так красочно один из крупнейших натуралистов рубежа XIX-XX веков описывал красно-желтые и красные ферраллитные почвы тропических стран. Способность этих почв быстро впитывать в себя обилие воды, обусловлена свойствами подстилающей породы - латеритами. Латериты - это мощная кора разрушенных горных пород красного цвета. В данном случае подстилающая порода представляет собой дренирующий слой, быстро отводящий воду с поверхности почвы.

К сожалению, почвы Нечерноземья характеризуются иными свойствами материнской породы, поэтому при отсутствии искусственного или естественного водостока небольшой ливень приводит к образованию луж даже на дорогах с твердым покрытием. По этой причине закладка сада должна проводиться, прежде всего, с выбора мест под садовые дорожки и площадки, которые позволят передвигаться по владению без опаски увязнуть и в самый продолжительный дождь.

На этом этапе необходимо продумать направление, расположение садовых дорожек и площадок на участке. Как известно, человек не любит извилин и всегда выбирает прямой путь к месту назначения. По этой причине бесполезно бороться с вытаптыванием газонов устройством ограждений, проще проложить садовые дорожки. При строительстве жилых комплексов в странах Восточной Европы использовался простой метод определения мест под мощение тротуарной плиткой - строительная площадка разравнивалась и окультуривалась, высаживались деревья и кустарники, разбивались клумбы, но укладка брусчатки не производилась. Протаптывать тропинки предполагалось самими жильцами жилого комплекса. После того как была сформирована основная тропиночная сеть, приезжала бригада строителей и проводила подготовку основания и мощение тротуарной плиткой. Конечно, владельцу сада нет необходимости самостоятельно отбивать направления под будущие садовые дорожки, достаточно предусмотреть пути к важным объектам на участке и гармонично увязать их с извилистой сетью прогулочных дорожек.

Садовых дорожек на участке требуется много - это необходимо для облегчения ухода за садом, устройства зон личного отдыха, возможности вечерней прогулки по владению, легкого доступа к любым объектам на участке в любой сезон года. Как правило, площадь под садовые дорожки и площадки составляет 15-20% площади участка. Существующие нормы предусматривают ширину главных дорожек (парадный вход) от 1200 до 2000 мм., а второстепенных (прогулочные, функциональные) от 400 до 800 мм. Стандартная ширина садовых дорожек на участке, позволяющая свободно разминуться двум идущим навстречу людям, составляет 700 мм.

Перед устройством садовых дорожек и площадок необходимо провести значительные земляные работы. Зачем они нужны? Дело в том, что мощение - это не только самая декоративная и заметная часть. Мощение имеет мощное основание. К дренирующему основанию нужно добавить толщину сухой смеси и самого материала для мощения. Таким образом, необходимо вырыть корытообразные траншеи под садовые дорожки и площадки, согласно рассчитанной толщине. Объем земляных работ уменьшается в случае подсыпки плодородного слоя для устройства газона. Иногда владелец сада желает установить бордюры, в этом случае к глубине траншей добавляется высота части бордюра, возвышающаяся над поверхностью дорожки или площадки. На наш взгляд бордюры снижают декоративный эффект от мощения и задерживают ливневые осадки на поверхности садовых дорожек, так как не позволяют воде просочиться в почву. Однако в любом случае надо добиться того, чтобы плоскость садовой дорожки находилась вровень с поверхностью газона. При хорошем дренировании участка вода, собирающаяся при ливнях, не будет застаиваться ни на самих дорожках, ни на граничащем газоне.

Дренирующее основание садовой дорожки или площадки - это самая важная часть мощения, обеспечивающая отвод избыточной воды в нижние слои почвы. Особое значение дренирование приобретает на тяжелых глинистых почвах, слабо пропускающих воду. Такие почвы осенью насыщены водой, замерзание которой зимой приводит к значительному расширению объема грунта - процесс, который называется пучением. Пучение грунта может приводить к повреждению мощения, что выражается в образовании вздутий на дорожках и площадках, под которыми находятся линзы льда. Другой аспект заключается в том, что основание мощения должно быть стабильным, иными словами мощение из камня или тротуарной плитки не должны со временем продавливаться, проседать в грунт. Чем выше нагрузка на мощение, тем толще должен быть слой основания. Как правило, для пешеходных садовых дорожек достаточно основания толщиной 10 см., а для проезда легковых машин необходимо уже предусмотреть основание не менее 30 см. Основание обычно составляется из 9 частей гравия и одной части песка, хотя могут существовать вариации для разных типов подстилающих пород.

Полезное изобретение - это нетканые материалы типа геотекстиля, марки которых различаются по прочности на разрыв. Геотекстиль был разработан в первую очередь для дорожного строительства в северных регионах, где нестабильность грунтов является одной из основных проблем. Эффект действия геотекстиля заключается в том, что с одной стороны, обладая фильтрующими свойствами, он предупреждает проседание основания в грунт, а с другой обеспечивает дополнительную устойчивость дорожного полотна к деформации за счет своих прочностных характеристик. Использование геотекстиля является обязательным условием при устройстве мощения. В противном случае необходимо увеличивать мощность дренирующего слоя против указанных ранее значений в 1,5-2 раза и предусматривать укладку основания по типу слоеного пирога.

Значение бордюров заключается в том, что они позволяют сохранить дорожное покрытие, удерживают профиль мощения в заданных пределах и предотвращают сток избыточной влаги на соседние зоны. Значение бордюров для автомагистралей, оборудованных системой водостоков трудно переоценить, но использование их для узких садовых дорожек частных владений вызывает только удивление. Несколько лет назад, когда мощение из тротуарной плитки было внове для владельцев участков, использовалась технология укладки брусчатки или мощения камнем на песок с заполнением швов сеяным сухим песком. Бордюры в этой ситуации предупреждали "расползание" материала мощения. Однако, вода, просачивавшаяся в швы между брусчаткой, в морозы приводила к пучению садовых дорожек и изменению профиля мощения. В настоящее время брусчатку предпочитают укладывать на цементно-песчаную сухую смесь с заполнением ею же и межплиточных швов. При застывании цементно-песчаная смесь приобретает водонепроницаемые свойства, поэтому в случае установки бордюров необходимо предусмотреть систему линейного дренажа вдоль дорожного полотна. В случае устройства мощения без бордюров роль фиксаторов берут на себя крайние плитки, которые укладываются на цементный раствор.

Существует несколько видов материалов для мощения дорожек, из которых наиболее известными являются брусчатка, плитняк и тротуарная плитка разнообразной формы и окраски. Материалом для производства брусчатки являются гранит, габбро, базальт и диабаз - магматические породы, характеризующиеся чрезвычайной высокой прочностью. Цветовая гамма гранита варьирует от светло-серой до темно-красной, габбро от серой до черной расцветки. Базальт выделяется насыщенным черным цветом, в то время как диабаз - зеленоватым. Используя столь богатую цветовую гамму, можно выложить любой рисунок на поверхности брусчатой мостовой. Брусчатка выпускается несколькими заводами в виде прямоугольников стандартных типоразмеров - 100*100*100 мм., 100*100*50 мм., 80*80*80, 70*70*70 и т.д. Существуют колотая и пиленая брусчатка, при укладке первой образуются заметные швы, заполняемые сухой смесью. Пиленая брусчатка укладывается с оставлением малозаметных швов. Выбор типа брусчатки зависит только от предпочтений владельца сада. Высокая стоимость материала восполняется той загадочной атмосферой древности, которая никого не может оставить равнодушным. Единственное пожелание - при покупке брусчатки нужно поинтересоваться сертификацией продукта по радиационной безопасности, так как магматические породы имеют естественный радиационный фон, значение которого может превышать установленное гигиеническими нормативами.

Менее долговечным, но более экономичным является мощение природным камнем - доломита, известняка и песчаника. Как правило, используют недорогой материал из песчаника, который разнообразен по окраске и текстуре. В продаже предлагают плитняк с толщиной пластушки от 5 до 60 мм. Из них для мощения садовых дорожек годятся только пластушки толщиной не менее 40 мм. - это будет залогом долгой службы мощения. При мощении камнем желательно использовать пластины плитняка неправильной формы размером 350-500 мм., оставляя зазоры между ними не более 5 мм. Это позволит создать оригинальный рисунок, за который столь ценится этот материал.

Мощение из клинкерного кирпича является самым недорогим способом устройства дорожек с твердым покрытием. Усовершенствованные технологии изготовления тротуарной плитки, позволяют получать материал, выдерживающий до 350 циклов замораживания-оттаивания. В настоящее время используются две технологии получения материала для мощения - вибропрессование и вибролитье.

Вибропрессованная тротуарная плитка получается в ходе единого технологического процесса, включающего вибрацию, прессование и выдерживание в паровой камере в течение 48 часов. Стоимость производства вибропресованной плитки обходится дешевле вибролитья, так как плитка может использоваться при мощении уже через 24 часа после вылежки. Однако получаемая тротуарная плитка характеризуется меньшими прочностными характеристиками - до 200 циклов замораживания-оттаивания, большей истираемостью, большим водопоглощением, меньшей прочностью на сжатие и изгиб по сравнению с плитками, изготовленными по методу вибролитья.

Вибролитая тротуарная плитка может применяться в зонах, подвергающихся высоким механическим нагрузкам. Повышенная прочность и долговечность достигается за счет использования в качестве заполнителя гранитной крошки, а также пластификаторов. Важную роль играет способ изготовления тротуарной плитки, в ходе которого идет созревание изделий почти в течение месяца. Сложная технология получения материала обуславливает относительно высокую стоимость материала, однако это тот случай, когда вложения в качество оправданны.

При укладке брусчатки и мощении тротуарной плиткой или камнем необходимо выдерживать небольшой уклон в поперечном профиле дорожки. Это позволит обеспечить активный сток воды с выпуклой поверхности. Уклон в 20-30 мм. на погонный метр ширины дорожки (отсчитывая от ее продольной оси) обеспечивается за счет устройства основания соответствующей формы или в процессе укладки брусчатки на сухую смесь. Естественно, что установка бордюров в этом случае не производится, так как они будут препятствовать стоку избыточной воды. Как уже упоминалось ранее, фиксация дорожного полотна обеспечивается за счет крайних плиток, укладываемых на цементный раствор. Края садовых дорожек желательно устраивать вровень или даже чуть ниже уровня почвы, так как взрыхленная в процессе обработки земля проседает в течение длительного времени, несмотря на предварительное укатывание в процессе подготовки к посеву. Не стоит также опасаться и возможного загрязнения поверхности садовой дорожки плодородным грунтом, так как со временем газон образует мощную дернину, прочно связывающую частицы почвы.