Бет Шато

Беатрис Шатто - автор первого в мире сухого гравийного сада, расположенного недалеко от города Колчестер, что в графстве Эссекс. Гравийный сад заложен в 1992 году на месте бывшей автомобильной стоянки и включает в себя растения, устойчивые к засухе. Ее сухой сад никогда не поливается, поэтому в результате естественного отбора в нем выжили только самые стойкие растения. Принципы, которые исповедует автор гравийного сада, были радикальными для своего времени, но в настоящее время часто используются ландшафтными архитекторами в их практике. Эти правила предусматривают подбор определенного ассортимента растений, подходящих для экологических условий данного участка местности. Вместо того чтобы изменять световой, почвенный и водный режимы земель, Беатрис Шатто подбирала разные сочетания растений, имеющих сходные экологические требования в естественных условиях произрастания. Таким образом, ее сад объединил в себе целый ряд взаимоисключающих экосистем - гравийный сад, сад водных растений, теневой сад, лесной парк и альпинарий согласно микроклиматическим условиям участка (схема). На территории сада также имеется питомник декоративных растений.

Правила Беатрис Шатто имеют долгую историю и выработаны в ходе ее работы над садом. Сам сад был заложен в 1960 году на части плодовой фермы, принадлежавшей мужу Беатрис Шатто. Эта территория была непригодна для возделывания сельскохозяйственных культур, так как сухие гравийные почвы холмов здесь соседствовали с заболоченными местами в понижениях. Тем не менее, именно эти заболоченные участки и стали основой будущего оазиса в восточной Англии, для которой засухи являются обычным явлением. Хотелось бы упомянуть, что в восточной Англии среднегодовое количество осадков составляет 500 мм., что соответствует степям Ставропольского края и Ростовской области. Тем не менее, все недостатки сада с точки зрения садовода усилиями Беатрис Шатто стали его достоинствами. Песчано-гравийные холмы приютили засухоустойчивых растений из умеренных зон и средиземноморских стран (фото), под сенью старой дубравы укрылись коллекции теневыносливых и лесных растений (фото). На месте канавы, перекрытой дамбой, образовались четыре пруда, ставшие прибежищем для прибрежных и водных растений, которые характерны скорее для влажных садов северной и западной Англии (фото).

При входе на территорию сада Бет Шатто посетителей встречает знаменитый сухой садик с переплетением пешеходных дорожек из светлого гравия (фото). Как уже упоминалось ранее, в гравийном саду произрастают только растения устойчивые к засухе. При этом ассортимент растений гравийного сада настолько велик, что куртины растений радуют обильным цветением с ранней весны до поздней осени. При закладке сада растения высаживались в почву заправленную гумусом, позже раз в два-три года мульчировались слоем гравия с целью сохранения влаги в почве и контроля сорняков (фото). В гравийном саду прекрасно себя чувствуют различные виды лука с фиолетовыми шарами-соцветиями, бадана с плотными кожистыми листьями, котовника с миниатюрными синими цветками в колосьях (фото), вербены с розовыми мутовками, распростертого тимьяна, низкорослого алиссума с пышными розовыми соцветиями, льна с небесно-голубыми цветами и других растений (фото).

От гравийного садика посетители спускаются в нижнюю часть сада Бет Шатто (фото), где расположена цепочка из четырех прудов правильной формы, так называемый водный сад. В водном саду, прежде всего, обращают на себя газонные дорожки между прудами, которые не мешают водоемам сообщаться друг с другом (фото). По этой дорожке стоит перейти на противоположную сторону водного сада, чтобы оценить всю роскошь каскада прудов (панорама). В прибрежной зоне прудов обращают на себя внимание гигантские экземпляры тропической гуннеры красильной с мощными лопастными листьями и мискантуса с мечевидными листьями, достигающего высоты 2-3 метров (фото). Так как водоемы питаются подземными источниками, из нижнего пруда выведена труба, по которой отводится избыток воды, дающий начало естественному ручью - прибежищу обитателей влажного теневого леса (фото). Среди теневыносливых растений можно отметить нежные виды папоротников, примулы с розовыми соцветиями, хосты, ирисы, вечнозеленый барвинок с мелкими фиолетовыми цветками (фото).

Сильная тень под пологом леса это частая причина головной боли для многих владельцев лесных участков. Обычно такие места засеваются газоном, состояние которого зависит от степени освещенности, или же оставляются в их естественной запущенности. Беатрис Шатто на примере своего тенистого сада, который обрамляет извилистую лесную дорожку из щепы, показала, что можно сделать под пологом леса. В таком саду акцент делается на растения с разной формой, окраской и размером листьев, например хосты, папоротники, хохлатки (фото), крапчатые медуницы, купены, фиалки с пурпуровыми листьями и другие (фото). Теневыносливые растения не могут похвастаться крупными и яркими цветами, но когда они объединяются в большие массивы, то дают весьма привлекательную картину, например как темно-синие мазки колокольчика на фоне массива из розоцветной герани (фото).

Следует обратить внимание и на места с частичной затененностью, которые изредка освещаются прямыми солнечными лучами. В полутени цветение уже более яркое, поэтому здесь владелица сада уделяет внимание подбору растений на основе цветовой гаммы и сроков цветения. В полутени преобладают любимые англичанами герани, благодарные и неприхотливые в уходе (фото). Также использованы подбивки из манжетки, барвинка и цветущей лесной земляники. В тени цветение барвинка слабое, но как только он попадает на солнечное место, его благодарность выражается целой россыпью фиолетовых цветков (фото). В таких местах также радуют обильным цветением розовые гвардейские шапки горца (фото), эффектно выделяющиеся на фоне соцветий калины обыкновенной и глянцевых желтых цветов купальницы (фото).

Яркий талант Беатрис Шатто как садовода-экспериментатора вознагражден многочисленными медалями и грамотами. Стоит отметить, что Беатрис Шатто десять раз получала золотые медали за свои экспозиции на международных выставках цветочного и ландшафтного дизайна в Челси.