Ботанический сад в Буэнос-Айресе.

Ботанический сад имени Карлоса Тайса находится в районе Палермо и с трех сторон ограничен оживленными магистралями. Тем не менее, на самой территории парка не ощущается присутствие мегаполиса, многоэтажные коробки которого скрыты за кронами крупных деревьев. После бетонных кварталов центрального Буэнос-Айреса ботанический сад кажется чудесным оазисом, на уютных дорожках которого забывается вся суета большого города (фото).

Возникновение ботанического сада связано с именем французского ландшафтного архитектора Карлоса Тайса (1849-1934), который с 1891 по 1898 годы занимал должность управляющего парков и пешеходных зон Буэнос-Айреса. С его деятельностью на посту управляющего связано появление новых и реконструкция старых публичных парков в столице Аргентины, среди которых Centenario, Lezama, Patricios, Barrancas de Belgrano, а также центральных площадей Constitución, Congreso и Mayo. Следы деятельности талантливого архитектора также можно обнаружить в парках других городов Аргентины, например Sarmiento в Кордобе, Independencia в Розарио, San Martin в Мендозе. Тем не менее, основным детищем французского архитектора оставался ботанический сад, созданию которого Карлос Тайс уделил восемь лет своей жизни. Открытие ботанического сада состоялось в 1898 году.

Бюст архитектора в настоящее время находится лицом к входу в здание из красного кирпича, в котором он прожил со своей семьей с 1891 по 1898 годы (фото). Необычная для Буэнос-Айреса архитектура особняка относится к английскому неоготическому стилю (фото), ярким представителем которого является Вестминстерский дворец в Лондоне. Неоготическое здание, построенное в 1881 году, в настоящее время является доминантой ботанического сада и используется в качестве библиотеки ботанической литературы и гербарных образцов. Внутри здания на стенах размещены информационные листы с изображением растения, из которого готовится национальный напиток Аргентины - йерба мате (фото). Загадочный чай, который на слуху у многих людей, на самом деле представляет собой измельченные листья и молодые побеги парагвайского дуба Ilex paraguariensis (фото).

Сзади бывшего особняка Карлоса Тайса находится ажурная конструкция из стекла и кованого железа, использующаяся как оранжерея для субтропических и тропических растений с особыми требованиями к температуре и влажности (фото). Конструкция является прекрасным образцом французского стиля арт нуво (фото), который отличается использованием в оформлении природных орнаментов. Оранжерея находилась на экспозиции Парижской выставки, проходившей в 1889 году, после чего была разобрана на детали, чтобы быть восстановленной уже в ботаническом саду Буэнос-Айреса.

Относительно небольшой по размерам ботанический сад, площадь которого около 7 гектаров, на плане имеет форму неправильного треугольника (фото). Вся существующая планировка и ассортимент растений ботанического сада были полностью разработаны Карлосом Тайсом. На территорию сада можно войти через равноценные входы со стороны улицы Santa Fe  (фото) и со стороны площади Italia (фото). Если взглянуть на план, то можно увидеть, что в ботаническом саду представлены три различных стиля ландшафтной архитектуры, среди которых регулярный итальянский сад, смешанный французский сад и пейзажный восточный сад.

В итальянском саду (фото) представлены типичные средиземноморские растения, среди которых узнаваемы кипарис, тополь и лавр, при этом последний используется для формирования регулярных живых изгородей и малых форм. Также здесь представлены копии статуй на римскую тематику, среди которых известная волчица, кормящая Рема и Ромула.

Более современный французский сад представляет собой копию одной из многочисленных работ известного французского архитектора Андре Ленотра, автора парка Версаля. Отличительными особенностями французского стиля является обилие фонтанов, симметрия и четкость линий, топиарное искусство или декоративная обрезка растений и особенно использование греко-римских скульптур, то есть переосмысленное использование наследия итальянского ландшафтного искусства. Из греко-римских скульптур во французском саду представлены копии Венеры, богини красоты, любви и плодородия (фото) и бога торговли Меркурия (фото).

Под восточным парком здесь понимается нерегулярная планировка остальной части ботанического сада, в которой произрастают пять с половиной тысяч растений, деревьев и кустарников со всех концов земного шара. За прошедшее столетие высаженные растения превратились в гигантов, поэтому редкому путнику, зашедшему в эту часть ботанического сада, остается любоваться голой землей и чахлыми кустами под плотным пологом высоких крон. По этой причине с восточным стилем лучше ознакомиться в статье, посвященной японскому саду Буэнос-Айреса (фото). Тем не менее, в этой части ботанического сада представлено много интересных работ известных скульпторов, например трогательная скульптура ребенка и старика работы испанца Мигеля Блая, которая называется «Первые морозы» (фото). Недалеко от нее находится другая, не менее запоминающаяся скульптурная композиция «Сатурналия» работы Эрнесто Бьонди (фото). Работа представляет собой несколько людей, находящихся в состоянии опьянения или крайне веселом расположении духа, которые чествуют бога земледелия Сатурна. Грубые тела и движения солдат, подчеркнутые гибкими и чувственными формами женщин, образуют «живую» композицию, которая доносит до наблюдателя всю экспрессию движения человеческих тел (фото).

На территории ботанического сада в Буэнос-Айресе представлено много копий и оригиналов работ итальянских и испанских скульпторов, которые воспевают красоту человеческого тела (фото, фото, фото), что сближает его с парковыми комплексами Франции эпохи Андре Ленотра.