Денманс

Сад Денманс известного ландшафтного архитектора Джона Брукса трудно уложить в стандартные рамки английского сада. Несмотря на то, что согласно схеме существует разбиение сада на несколько фрагментов (схема), в реальности сад Денманс предстает как единое целое. По этой причине по саду Джона Брукса не получается двигаться согласно четкой программе как в других садах Англии. Посетитель быстро теряет путеводную нить в хитросплетении движения и ему остается только идти по саду, наслаждаясь открывающимися картинами. В оформлении сада использованы единые стилистические приемы, материалы и растения, при этом сложно определить принадлежность стиля к определенному течению в ландшафтном искусстве. Если говорить о стилистике, то, скорее всего, это течение ландшафтного дизайна, вобравшее в себя как черты гравийного сада Бетт Шатто, так и экологического дизайна и малоуходного сада.

Посетители сада Джона Брукса могут идти как по гравийным дорожкам, которых так много в Денманс (фото, фото), так и по травянистым, которые прокашиваются между композициями растений (фото). Джон Брукс не задумывался о прокладке обычных дорожек, в его саду посетители могут путешествовать в любых направлениях и каждый раз открывать для себя новые картины (фото). Это без сомнения требует огромного опыта и предвидения пространственной структуры сада. В этом смысле в саду Денманс нет неудачных точек обзора, все они по своему интересны и композиционно гармоничны (фото).

Если в регулярном саду вся структура часто подчинена только одной видовой точке, то в неформальном саду таких точек может быть несколько. Таким образом, использование сложного переплетения гравийных дорожек, лужаек и проходов (фото) позволило Джону Бруксу пространственно расширить сад, создать ощущение большого парка на относительно маленьком участке площадью 160 соток (фото). Вероятно, по этой причине легко узнаваемый стиль Джона Брукса столь востребован в современном загородном строительстве, для которого характерны малые площади и скученность построек.

С другой стороны сад Денманс рассчитан на ценителя скромности и простоты, так как он достаточно тусклый и монохромный. В саду Джона Брукса нет места ярким и роскошным цветам (фото), колористическое решение сада часто бледное, хотя ассортимент растений очень большой. Можно сказать, что это имитация природы, так называемый экологический дизайн, когда используются только местные растение, сочетание которых образует устойчивый биоценоз, не требующий ухода. Природа, как известно, работает широкими мазками, поэтому все ее великолепие видно на большом расстоянии. На близкой дистанции любой природный ландшафт становится монохромным. Представляется, что Джон Брукс имел возможность добавить сочные краски в свой сад, так как он активно использовал экзоты в своем саду, сочетая их с местными растениями. Тем не менее, максимум, которому было позволено раскрыться в саду Денманс даже на солнечных участках, преимущественно представляет собой нежные оттенки теневых цветников (фото).

Сад Денманс это скорее интимный сад, сад для релаксации и отдыха, чем для показа и эпатажа. По этой причине сад Джона Брукса не запоминается чем-то ярким и необычным, как многие сады Англии. Возможно, создатель сада знал про эту особенность своего сада, иначе, чем можно объяснить использование скамеек выкрашенных в ядовито-синий цвет (фото) и скульптур отражающих картины из сельской жизни (фото). Он любил говорить, что видит сад как печатное произведение, в котором скульптурам уготована роль восклицательных знаков. Без сомнения ярко-синие скамейки и стали тем последним восклицательным знаком, которым Джон Брукс завершил свое прекрасное творение и которые надолго остаются в памяти посетителей сада Денманс.