Дворец Бахия

В Марракеше находится настоящий шедевр марокканской архитектуры, построенный по заказу великого визиря Си Муссы султана Марокко Мухаммеда IV и достроенного сыном Си Муссы, тоже ставшего визирем, но уже султана Абд аль-Азиза IV. Таким образом строительство резиденции растянулось на несколько десятилетий между 1859 и 1900 гг. Султан Абд аль-Азиза IV все свое отрочество правил при регентстве богатого и всемогущего визиря, что вызывало его раздражение, поэтому сразу после смерти визиря дворец Бахия был разграблен султаном и простоял в запустении пока французский маршал Лиоте, управлявший колониальным Марокко не восстановил его под свою резиденцию в 1912 году.

Так как под строительство дворца Бахия по соседству постоянно скупались новые участки земли, то дворцовый комплекс бесконтрольно строился вширь и в длину, и в итоге лишился четкой планировки. Во дворце множество комнат, которые образуют лабиринт, поэтому случайный посетитель может легко заблудиться в хитросплетении помещений резиденции, раскинувшейся на 8 гектарах. Есть мнение, что архитектор выстраивал дворец таким образом, чтобы четыре жены последнего визиря не встречались при прогулках по территории резиденции, состоящей из 150 комнат.

После завершения строительства дворец Бахия стал самым роскошным дворцом в стране и предметом зависти многих богатых граждан страны и даже самого султана Марокко. Согласно арабской философии, которая требует скрывать все личное от чужих глаз, а возможно и из-за требования султана не шокировать людей своим богатством, снаружи дворец не выделяется на фоне других построек. Резиденция окружена обычной глинобитной стеной цвета терракоты с минимумом декора. Внутреннее же убранство дворца чрезвычайно богато, несмотря на то, что сохранились лишь остатки былой роскоши.

Полы внутренних двориков патио, и комнат помещений выложены квадратными плитами из каррарского мрамора, вероятно украшавшего дворец Мулай Исмаила в Мекнесе. Мраморные плиты расчерчены узкими полосами из кусочков зеленой и белой марокканской мозаики зиллидж. Совершенно потрясающие терракотовые мозаики выложены также на поверхности дорожек внутренних двориков с садами. Зиллидж представляет собой терракотовые изразцы разной формы, которые до сих пор выбиваются молоточками вручную и монтируются на цементе с формированием сложных узоров. Это один из самых узнаваемых видов марокканского искусства, который применяется в украшении стен и полов как дворцов, так и мечетей. Применение богатых узоров в исламском искусстве связано с запретом на изображение, а также создание скульптур живых существ. Запрет связан с тем, что человек, изображающий живых существ, пытается стать творцом подобным Аллаху, что является тяжким грехом в исламе.     

Дворец Бахия
Дворец Бахия
Дворец Бахия
Дворец Бахия

Стены комнат дворца украшены не только сложными терракотовыми изразцами, но и не менее сложной резьбой по камню арабесками, отделаны досками из кедра, завезенного из Среднего Атласа. В интерьерах комнат дворца также были замечены витражи из цветного стекла.     

Дворец Бахия
Дворец Бахия
Дворец Бахия
Дворец Бахия

Поверхность деревянных створок и резных потолков из кедра украшена разнообразными стилизованными цветочными узорами на основе водостойкой краски.     

Дворец Бахия
Дворец Бахия
Дворец Бахия

Многочисленные внутренние дворики представляют собой классический перистиль - открытые патио с полами из мрамора или сады, расчерченные дорожками с узорчатыми поверхностями. Дворики со всех сторон обрамлены арочными галереями с многочисленными дверями в комнаты. Обязательной деталью таких двориков являются фонтаны с питьевой водой в виде мраморных чаш на ножках, которые стоят либо на перекрестии дорожек, либо в центральной части патио. Площадки под фонтанами украшены более сложным узорочьем из разноцветного зиллиджа. В садах высажены апельсиновые и оливковые деревья, банановые кусты, жасмин голоцветковый с желтыми цветками и другие субтропические растения. Изредка попадаются высокие кипарисы и финиковые пальмы. Довольно обычны в садах стриженые бордюры из кустов лаванды, но как правило, земля держится в свободном от газона и цветов состоянии, что вероятно обусловлено недостатком солнечного света в нижнем ярусе.     

Дворец Бахия
Дворец Бахия
Дворец Бахия