Грейт Дикстер

Усадьба Грейт Дикстер является одним из немногих образцов «мужского» английского ландшафтного дизайна (фото). Как правило, при осмотре садов и парков трудно ответить, кто автор сада - мужчина, женщина или же это результат их совместного творчества. Сложно сказать, что именно является причиной подобного ощущения, которое возникает даже при беглом осмотре усадьбы Грейт Дикстер, то ли это обилие ярких и сочных красок (фото), то ли четкая геометрия структуры сада и обилие стриженых форм (фото), то ли сильная контрастность композиций (фото).

История усадьбы известна с пятнадцатого столетия, но самая интересная ее часть с точки зрения ландшафтного дизайна начинается в начале двадцатого века, когда родители известного дизайнера Кристофера Ллойда приобрели ее в собственность. С этого момента и начинается реконструкция усадьбы известным архитектором Эдвином Лютиенсом (фото) и закладка ландшафтного сада. Кристофер Ллойд очень бережно относился к наследию родителей и сохранил любимые его матерью луговые лужайки в парадной части усадьбы (фото) и структуру стриженых форм отца (фото). Несмотря на славу авангардиста и экспериментатора, Кристофер Ллойд фактически соединил и развил в своей усадьбе направления ландшафтного искусства, заложенные его родителями.

Приятной особенностью усадьбы Грейт Дикстер является центральное расположение построек. В таком саду посетитель может сделать полный круг по сети дорожек, при этом сами строения все время остаются на заднем плане, не вмешиваясь в процесс созерцания рукотворной красоты (фото). Как уже упоминалось ранее, парадный вход в усадьбу обрамлен двумя длинными лужайками из луговых трав (meadow garden) (фото), которые стали своеобразной памятью о матери Кристофера Ллойда. Лужайки содержат большой ассортимент трав, которые успешно произрастают на бедных торфяных почвах (фото). Правда на весенней фотографии можно отметить только обычные для наших лугов лютик, щавелек, одуванчик, клевер и другие травы, тем не менее, в иные периоды здесь расцветают экзотичные для нас луговые орхидеи и луковичные. Чем беднее почва, тем больший ассортимент растений удается внедрить в сообщество луговых трав, в то время как богатые почвы содержат бедный видовой состав сильнорослых трав подобных бутеню, бухарнику, крапиве, конскому щавелю, которые подавляют рост остальных трав. Лужайки скашиваются после обсеменения пару раз в год, после чего скошенная масса собирается и компостируется для дальнейшего использования.

На половине пути к главному дому с правой стороны открывается широкий вход, выполненный в виде арки стилизованной башни из стриженого тиса. Как правило, любопытство пересиливает и посетитель вместо того, чтобы продолжать путь к усадьбе сворачивает в дебри сада (фото). Здесь располагается нижний сад (sunk garden) (фото). Изначально здесь была лужайка, которая позже использовалась как огород, пока отец Кристофера Ллойда не заложил здесь геометрический пруд. Стоит отметить, что Кристофер Ллойд не ограничивал себя рамками цветового сочетания и его миксбордеры часто слишком яркие, слишком пестрые подобно восточным коврам (фото). Справедливости ради нужно сказать, что такие взрывные сочетания использовались им не везде и представляют собой вкрапления среди спокойных сочетаний тональностей как на фотографии с фиолетовыми шарами луков, розово-желтых аквилегий и белоснежных гераней на фоне крупных листьев гортензий и пестролистного кустарника, напоминающего бересклет Форчуна (фото).

От нижнего сада мощение из Йоркского песчаника с традиционным английским рисунком (фото) продолжает путь вдоль стенного сада (фото) к саду стриженых форм (фото). Мощение из плит интересно тем, что оно представляет собой старое мощение лондонских улиц. Когда плиты из Йоркского песчаника на улицах Лондона были заменены бетоном, они стали использоваться в частных садах и парках. Со временем на территории усадьбы плиты песчаника покрылись лишайниками, что придало им налет старины (фото). Сад стриженых форм (topiary lawn) содержит несколько крупных геометрических фигур из стриженого тиса, некоторые из которых сохранились с 1910 года, но многие значительно моложе (фото). Как говорил Кристофер Ллойд, тис растет значительно быстрее, чем это представляют многие люди.

Далее на пути следования посетителя находится экзотичный сад, который в начале мая находился в сильном запустении, то ли по причине холодной зимы, то ли условия перезимовки в условиях Англии достаточно суровы для растений из субтропических стран. В этом саду Кристофер Ллойд экспериментировал с сочетаниями ярких цветов георгинов, листьев бананов, канн и других экзотичных растений.

Террасирование - это довольно обычный прием в английском ландшафтном дизайне. Террасы часто выполняются в виде сухой кладки из известняка или песчаника, между отдельными элементами которой делаются вставки из засухоустойчивых растений, среди которых много ампельных (фото). Кое-где среди обитателей сухой кладки можно отметить неприхотливые маргаритки, которые похоже не испытывают недостатка в воде (фото). На заднем плане фотографии с круговыми ступенями Эдвина Лютиенса можно увидеть вековой экземпляр шелковицы, высаженной родителями Кристофера Ллойда. На верхней террасе расположен известный эксперимент Кристофера Ллойда - длинный миксбордер (long border). Миксбордер составлен таким образом, что его красоту можно увидеть только вблизи. По этой причине структура сада в этом месте такова, что посетитель не может отойти на значительное расстояние, чтобы окинуть взглядом весь цветник (фото), так как даже в начале бордюра ближайшие цветы закрывают собой следующие. В миксбордере уделяется внимание очертаниям, цвету и размерам крупных форм, таким образом, каждое растение цветника представляет собой как бы солитер и доступно осмотру во всей своей красе (фото). В этом миксбордере не наблюдается такого перемешивания и переплетения, которое характерно для обычного цветника (фото, фото).

Прогулка по усадьбе Грейт Дикстер завершается плодовым садом и огородом, структура которых была заложена родителями Кристофера Ллойда (фото) и садом стриженых форм в виде птиц (фото). Плодовый сад повторяет черты эдвардианского стиля. Дорожки обрамлены узкими бордюрами из самшита (фото). До настоящего времени в усадьбе выращивается много овощей и пряных трав (фото). Из плодового сада через арку можно выйти в конечную точку нашего путешествия - сад, содержащий восемнадцать стриженых скульптур птиц. Скульптуры, изначально формируемые как фазаны, дерущиеся петухи, черные дрозды и тому подобные птицы, к настоящему времени трансформировались в павлинов (peacock topiary). На очереди, похоже, уже очередная трансформация обозначения стриженых форм, так как многие посетители принимают их за белок (фото).

В связи со смертью Кристофера Ллойда в 2006 году, усадьба Грейт Дикстер похоже переживает не лучшие времена и существует в том числе и благодаря пожертвованиям посетителей столь замечательного сада.