Ландшафтный дизайн от Сотченкова Дениса
Контакты
Тел: +7 (985)998-64-82
e-mail: info@artgarden.ru

Мачу-Пикчу. Перу. Провинция Куско.

Мачу-Пикчу относится к памятникам архитектуры позднеинкского периода (фото). Строительство Мачу-Пикчу было завершено менее чем за столетие до распада империи инков, то есть приблизительно к 1470 году. Мачу-Пикчу - это, прежде всего, вершина эволюции строительного, архитектурного и ландшафтного искусства инков, которая благодаря счастливой случайности дошла до нас практически без изменений..

С языка кечуа Мачу-Пикчу переводится как "Старая Вершина" или "Великая Вершина", так как разные источники используют различное толкование значения этого выражения. Над комплексом также возвышается остроконечный пик Вайна-Пикчу ("Молодая Вершина"), на котором также обнаружены постройки эпохи инков. Собственно археологический комплекс находится в седловине между вершинами Мачу-Пикчу и Вайна-Пикчу.

После вторжения испанских колонизаторов на территорию современного Перу жители покинули Мачу-Пикчу на четыре столетия. В силу своей недоступности Мачу-Пикчу оставался неизвестным и для испанских колонизаторов. Это основная причина того, что комплекс сохранился в целостности и сохранности до настоящего времени, в то время как остальные постройки инкского периода были разобраны или частично использовались для более поздних построек в колониальном стиле. На фотографии можно увидеть, что здание церкви Санто-Доминго в Куско выстроено на фундаменте крупнейшего святилища инков Кориканча (фото).

Считается, что Мачу-Пикчу был зимней резиденцией правящей династии инков. В летний период, они со свитой, вероятно, перебирались в другие резиденции. Это объясняет, почему город был покинут после распада империи инков.

Мачу-Пикчу - это не просто удачно спланированный город, в котором наблюдается четкое разделение на сельскохозяйственную, жилую и сакральную часть. Тайный смысл города был заложен еще на этапе проектирования, так с вершины Вайна-Пикчу комплекс предстает в виде силуэта кондора, летящего с юга на север (фото). В другом ракурсе Мачу-Пикчу с вершиной дает повернутое набок изображение головы воина инки.

Считается, что инки строили свои города в виде силуэтов животных, например Куско, столица инкской империи, изображал пуму. В настоящее время остатки этого силуэта можно увидеть разве, что в районе крепости Саксайуман. Зигзагообразные линии крепости и линии комплекса, носящего название "Трон Инки", образуют явно различимый силуэт головы кошки с оскаленной пастью (фото).

Мачу-Пикчу имеет очень четкую структуру. На юге и юго-востоке комплекса расположены почти пять гектаров сельскохозяйственных угодий на террасах (фото). С точки зрения сторон света и положения склонов хребта Вилькамба место для сельскохозяйственной зоны выбрано удачно, так как солнце с утра до вечера освещает террасы. Террасы в небольших количествах расположены и на западной стороне Мачу-Пикчу (фото). Очевидно, что в условиях нехватки плодородных земель древние инки рационально использовали каждый клочок доступного пространства. К устройству террас древние строители подходили очень ответственно, сначала тщательно подгонялись камни, формирующие опорную стену, затем укладывался слой булыжников для дренажа, все это перекрывалось плитами и затем засыпалось плодородной землей (фото). По мнению современных инженеров до половины усилий по строительству террас Мачу-Пикчу уходило на расчистку территории, подготовку фундаментов подпорных стенок и дренаж участка. В настоящее время террасы используются для выпаса лам и альпак, которые поддерживают газонное покрытие в идеальном состоянии. Предполагается, что во времена правления инков террасы Мачу-Пикчу могли снабжать сельскохозяйственной продукцией до 1200 человек. Именно столько людей могло проживать здесь и в окрестностях.

Северо-восточная часть Мачу-Пикчу застроена одно и двухэтажными домиками с островерхими крышами (фото). Все дома сгруппированы в комплексы со своими дворами и окружены единой стеной. Между домами есть узкие проходы, одни из которых заканчиваются тупиком, а другие выходят к террасам над пропастью. Некоторые дома покрыты крышей из соломы (фото), ранее все дома имели подобные крыши, так как это позволяло жителям избежать травм при падении кровель во время частых здесь землетрясений. Предполагается, что в этом секторе Мачу-Пикчу проживал обслуживающий персонал жрецов и знати - слуги, повара, ремесленники и земледельцы.

Из особенностей инкской архитектуры следует выделить трапециевидные окна и двери в жилищах инков. Трапеция - это архитектурный символ древних инков. Внятных объяснений использованию инками трапеции в архитектуре не обнаружено, но можно предположить, что это связано с сейсмоустойчивостью фигуры. Как известно, наиболее устойчивой фигурой является треугольник и, возможно, что трапеция оказалась наиболее оптимальной для использования в строительстве. Например, стены всех зданий доколумбовой Америки в своем сечении имеют неправильную трапецию, то есть внешняя сторона стен расширяется от вершины к основанию, а внутренняя остается вертикальной (фото). Кроме трапециевидных окон в домах много ниш трапециевидной формы, они могли служить местом установки древних божеств (фото). В домах Мачу-Пикчу также можно отметить выступающие каменные цилиндры, причем они могут быть как внутри, так и снаружи. Считается, что они служили для крепления кровли крыши.

Западная часть Мачу-Пикчу представляет собой значительное возвышение, занятое домами знати и храмами. Сакральные сооружения в этой части комплекса потрясают своей монументальностью и точностью подгонки швов между глыбами (фото). Немногочисленные здания знати выполнены по тому же принципу, что и дома обслуживающего персонала, то есть из грубо обработанных обломков, скрепленных между собой глиной (фото). Этот тип кладки носит название "пирка". В Мачу-Пикчу также можно найти примитивную кладку поверх монументальных блоков. Это удивляет. Несмотря на общепринятую точку зрения, существует не поддерживаемое официальной наукой мнение, что знаменитая инкская кладка из монументальных камней (фото) относится к более ранним эпохам. Предполагается, что инки, будучи завоевателями, как и испанцы, всего лишь использовали остатки древних монументальных сооружений как основу для надстройки верхних этажей, а также приспосабливали для своих нужд древние храмы и крепости. По крайней мере, в пользу этого говорит то, что после завоевания Америки испанцами, ничего подобного ни инкской кладке, ни способу обработки камня сооружено не было. Завоеватели были способны только на использование камней из разобранных древних кладок для воссоздания элементов в инкском стиле или же к строительству зданий из грубо обработанных блоков на цементном растворе (фото). Создается впечатление, что народы эпохи инков вообще не владели способами обработки камней в инкском стиле. Как и в случае великих египетских пирамид здесь много неясного. Если это мнение окажется правдой, то придется признать, что примитивная "пирка" и является кладкой в стиле инков (фото). Тем не менее, в любом случае мастерство инков остается на высоте, так как их способность встраивать сельскохозяйственные и урбанистические комплексы в окружающую среду достойна высшей оценки.

Если Мачу-Пикчу вызывает восхищение грандиозностью замыслов и размахом их воплощения, то тропа на вершину Вайна-Пикчу привлекает, прежде всего, разнообразием растительного и животного мира, головокружительными лестницами и необычайно феерическими видами.

Гранитный останец Вайна-Пикчу чрезвычайно богат природным миром. Только орхидных здесь произрастают не менее двух сотен видов. В сезон дождей цветущих орхидей достаточно много, но мне удалось найти только крупный Elleanthus capitatus (фото), достигающей двух метров в высоту, изящный Epidendrum secundum (фото) и факультативный эпифит Prosthechea vespa (фото). Кроме того, здесь произрастают разные виды бромелий, сносно чувствующих себя на гранитных скалах (фото).

Путь на вершину Вайна-Пикчу проходит частью по ступеням из обработанных блоков, частью по ступеням, вырубленным в скалах (фото). Поручни в виде стальных тросов присутствуют не везде, поэтому путник должен быть достаточно внимателен, чтобы не поскользнуться на лестнице, особенно там, где путь пересекают источники и ручейки. Ближе к вершине лестницы становятся очень отвесными, здесь неприятно подниматься и спускаться после дождя, когда отполированные миллионами ног камни становятся скользкими (фото).

Трудности подъема, тем не менее, восполняются прекрасными панорамными видами как на сам археологический комплекс и гору Мачу-Пикчу (фото), так и долину реки Урубамба (фото).

Ближе к вершине горы появляются террасы подобные тем, что и в Мачу-Пикчу, но значительно более узкие (фото). Они буквально нависают над полукилометровой пропастью (фото). Здесь также есть несколько зданий, сложенных в стиле "пирка", поэтому комплекс сооружений на вершине горы носил, скорее всего, утилитарное назначение (фото). А вот вершина горы в виде гранитного пика, несмотря на отсутствие явных следов обработки, вероятно носила сакральный смысл, так как к ней ведет очень узкий лаз под скалой, по которому можно проползти практически только на четвереньках. Очевидно, что такой способ достижения вершины Вайна-Пикчу должен был нести определенный смысл.