Сад Боболи. Италия. Тоскана. Флоренция.

Один из самых обширных и красивых садов Флоренции находится недалеко от знаменитого моста Ponte Vecchio через реку Арно (фото). Улица, зажатая между высокими и узкими домами с многочисленными лавочками, выходит на площадь перед дворцом Питти. Размеры дворца приводят посетителя в замешательство. Фасад здания, тянущийся на две сотни метров, сложен из крупных блоков грубо обработанного камня, создавая впечатление укрепленного бастиона. Тем больше удивление, когда тыльная часть дворца, в противоположность мрачному и грубому фасаду, оказывается изящной и украшенной разнообразными деталями (фото).

В парк Боболи можно пройти через дворец Питти. Сад Боболи это классический образец итальянского сада эпохи Возрождения, хотя длительный период его расширения и совершенствования обусловил смешение в нем нескольких ландшафтных стилей, в том числе барокко, маньеризма и пейзажного. Сад Боболи раскинулся на площади в пять тысяч гектаров и является излюбленным местом отдыха флорентинцев, так как, по сути, это единственный природный массив города доступный для активного отдыха.

Закладка дворца Питти и сада связана с именем одного из богатейших купцов Флоренции Лукой Питти, который, будучи ярым соперником семьи Медичи, стремился превзойти их в роскоши возводимых палат. По иронии судьбы именно жена Козимо Медичи, Элеонора, стала владельцем дворца Питти всего несколько десятилетий спустя.

Развитие сада Боболи можно разделить на два этапа. На первом этапе, на месте бывшей каменоломни в холме Боболи была заложена первая ось сада, которая проходит от тыльного фасада дворца Питти через холм Боболи до фонтана Нептуна (фото). Этот этап развития сада охватывает период 1554-1583 гг. сначала под руководством Никколо Периколи, а затем талантливого флорентийского архитектора-маньериста Бартоломео Амманати.

Второй этап развития сада Боболи связан со значительным его расширением за переделы бастионов, возведенных во время войны с Сиеной. В этот период появилась вторая ось парка, перпендикулярная первой, которая тянется от фонтана Нептуна до фонтана Океана. Этот этап начался в 1612 году и проводился под руководством Джулио Париджи вплоть до 1631 года. Именно при нем в 1630 году была заложена Кипарисовая Аллея, просуществовавшая до настоящего времени (фото).

Сразу за тыльным фасадом дворца Питти с фонтаном Артишоков и маленьким геометрическим садиком (фото) открывается чудесный вид на большой амфитеатр (фото) работы Джулио Париджи. Именно он трансформировал бывший регулярный сад-амфитеатр в открытую площадь для театральных представлений. Амфитеатр, похожий на половину римского ипподрома, обрамлен каменной кладкой в виде лестницы из шести рядов сидений и балюстрады с двумя дюжинами ниш (фото). Изначально ниши были заполнены античными статуями с фигурами собак, подобных той, что на фотографии (фото), и иных животных по бокам, позже фигуры животных были заменены терракотовыми урнами с имитацией под мрамор. Известно, что в этом амфитеатре проходили самые первые в мире оперные выступления. В XIX веке амфитеатр потерял свою театральную функцию и в центре его установили гранитный фонтан и египетский обелиск (фото).

Древний египетский обелиск из Луксора (1279-1212 до н.э.) был вывезен в Рим в числе нескольких, в настоящее время водруженных на площади святого Петра и Пополо, а затем оказался на вилле Медичи. Итальянские архитекторы эпохи Ренессанса охотно использовали египетские обелиски в качестве главных акцентов, позже эта традиция распространилась и в других странах. Имитации египетских обелисков водружали и в России, например Румянцевский обелиск в Санкт-Петербурге или Кагульский обелиск в Царском Селе. Вверх от амфитеатра идет крутой подъем, в начале которого расположена статуя Цереры, древнеримской богини земледелия (фото). Здесь же установлены статуи известных римлян и императора. В верхней части сада Боболи подъем венчается вторым амфитеатром, земляные террасы которого в виде ступеней полукругом обрамляют пруд с фонтаном Нептуна (фото). Возможно, что так же выглядел сад за дворцом Питти до его перестройки в амфитеатр архитектором Джулио Париджи. Земляные террасы амфитеатра частично обрамлены подстриженными экземплярами платана. В центре площади находится пруд неправильной формы, который расположен на месте старого пруда XVI века. В пруду находится фонтан маньеристского скульптора Столдо Лоренци с бронзовой статуей Нептуна в окружении наяд и тритонов (фото), который флорентинцы шутливо называют "фонтаном с вилкой".

От фонтана, если стоять лицом к дворцу Питти, направо идет диагональная тропа к очаровательному кофейному домику Kaffehaus конца XVIII века. Его появление было обязано новой западноевропейской традиции пить кофе на свежем воздухе. К сожалению, в настоящее время кофейный домик находится на реставрации и большая часть его очарования недоступна взору посетителя. От кофейного домика вниз простирается сельскохозяйственная зона сада Боболи с гравийными дорожками, невысокими стрижеными изгородями и молодыми посадками плодовых культур (фото). В нижней части сельскохозяйственной зоны находится круглый фонтан Ганимед работы Столдо Лоренци, в центре которого находится чаша, увенчанная скульптурами юноши и орла (фото). Композиция посвящена истории похищения Ганимеда, который из-за своей необыкновенной красоты был перенесен орлом Зевса на Олимп.

Если вернуться обратно и, не доходя до фонтана Нептуна, свернуть на вторую главную ось сада Боболи, то можно выйти к Кипарисовой Аллее (фото). Здесь начинается вторая часть сада, получившая свое развитие в начале XVII века. Вдоль аллеи стоят статуи преимущественно XVI века, но среди них есть и античные (фото). Ближе к концу аллеи установлены статуи XVII века изображающие популярные в то время игры, многие из которых, судя по композициям, были небезопасны для играющих. В глубине правой аллеи из платанов можно увидеть арку Limonaia, оранжереи для выращивания лимонных деревьев, построенной Заноби Дель Россо в 1785 г. (фото). Оранжерея используется и в настоящее время для хранения в холодный период нескольких сотен горшечных цитрусовых деревьев.

На заднем плане фотографии (фото) видна чаша пруда Островок или Isolotto. Пруд овальной формы работы Альфонсо Париджи (1614 г.) обрамляет остров с формальным садом в стиле барокко (фото). Ближе к лету, остров украшенный стрижеными изгородями из самшита и посадками старинных сортов роз и луковичных, дополняется многочисленными горшечными цитрусовыми. Известно, что Альфонсо Париджи при создании Isolotto взял за основу Морской Театр, расположенный в вилле Адриана под Тиволи (фото). В центре сада возвышается фонтан Океан работы скульптора, представителя раннего барокко, Джамболонья (1576 г.) со статуями Нептуна и других богов, олицетворяющих великие реки Нил, Ганг и Евфрат (фото).

Аллея продолжается за прудом до Лужайки Колонн, которая представляет собой полукруглое открытое пространство, обрамленное посадками высоких платанов (фото). В углах лужайки, ближе к полукругу из платанов Паолетти расположил две колонны, а в нишах стриженой изгороди, обрамляющей Лужайку Колонн, дюжину античных бюстов.