Ландшафтный дизайн от Сотченкова Дениса
Контакты
Тел: +7 (985)998-64-82
e-mail: info@artgarden.ru

Тиванаку

В отличие от Перу или стран Юкатанского полуострова Боливия бедна археологическими сенсациями, привлекающими путешественников со всего мира. Тем не менее, на самом севере Боливии, на берегу знаменитого озера Титикака скрылась жемчужина, которая может достойно конкурировать и с инкскими руинами в филигранности обработки монументальных глыб, и с гигантскими пирамидами империи майя. Тиванаку, а именно так называется это археологическое чудо, несмотря на неудачную реконструкцию, является любопытным образцом строительного искусства древней цивилизации. Попытка реконструкции комплекса показана на миниатюрном макете у входа в комплекс (фото). Более того, несмотря на малую популярность руин, в Ла-Пасе все же много предложений туров в Тиванаку, а ведь рядом с ним существует более экзотический комплекс Pumapunka, которые отсутствует в предложениях туристических фирм. К сожалению, упоминания о развалинах в Pumapunka удалось найти уже в процессе подготовки статьи, поэтому мне не удалось увидеть эти руины своими глазами. А ведь у Pumapunka более счастливая судьба, в отличие от Тиванаку, размеры каменных плит комплекса Pumapunka настолько велики, что современные реставраторы не могут произвести какие-либо манипуляции с ними.

Значение слова Тиванаку в настоящее время не установлено. Оно сходно по звучанию с термином народности аймара taypiqala, что означает "камень в центре", отсылая к верованиям в камень, лежащий в центре всего мира. Тем не менее, это остается голословным предположением, так как оно не имеет подтверждения, которое было бы основано на письменности. Дело в том, что у Тиванаку не было классической текстовой письменности, письменность у них выражалась в виде картинок, подобно прародителю японского или китайского иероглифического письма. Письменные картинки Тиванаку можно увидеть, например, на барельефе Ворот Солнца или на гигантской статуе Pachamama (матери всего сущего) в музее комплекса. В период расцвета Тиванаку являлся центром государства Пукина и занимал площадь 6,5 кв. км., вмещая около сорока тысяч жителей. Этот период пришелся на 600-800 годы н. э. В связи с этим следует отметить, что население Тиванаку использовало прогрессивную систему земледелия, которая называлась suka collus. Эта система земледелия использовала приподнятые гряды, расчерченные затапливаемыми каналами. В условиях сухого и континентального горного климата эти каналы служили источником воды для возделываемых культур и защищали их от избыточной солнечной инсоляции. В ночное каналы постепенно отдавали грядам тепло, защищая культуры от ночных заморозков в условиях высокогорья. Эти же каналы использовались для разведения рыбы, остатки жизнедеятельности которой, а также водоросли использовались в качестве органического удобрения. В результате такой трудоемкой технологии население бассейна озера Титикака добивалось впечатляющих результатов. Например, если для традиционной технологии в то время урожайность картофеля составляла 2,4 тонн на гектар, а в настоящее время удается получить 14,5 тонн, то для технологии suka collus урожайность составляла 21 тонн на гектар. Неудивительно, что все бразды правления находились в руках элиты Тиванаку примерно до 950 года н.э., после которого произошло резкое изменение климата, что в свою очередь привело к резкому снижению урожайности возделываемых культур. Кстати город Тиванаку когда-то находился на берегу озера Титикака, пока не произошли серьезные тектонические сдвиги, в результате которых город оказался в двух десятках километров от береговой линии.

Тиванаку находится недалеко от железнодорожной станции Тиаунако (фото). К слову сказать, пресловутая железная дорога явилась одной из причин бедственного состояния археологического комплекса, так как самое впечатляющее и крупное сооружение Тиванаку пирамида Acapana использовалась испанскими колонизаторами в качестве карьера по добыче камня для постройки железной дороги и ряда строений. Более того, они же использовали археологический комплекс в качестве военного полигона. Несмотря на сложную судьбу, остатки террасированной пирамиды дают представление о мощи существовавшей цивилизации. Пирамида Acapana не является классической по форме, она сильно вытянута вдоль одной из осей, достигая 257 метров в длину и 167 метров в ширину. Пирамида имеет сильно усеченную вершину, поэтому ее высота всего лишь 16,5 метров. На верхней платформе, согласно реконструкции находилось углубление, которое в настоящее время находится в разрушенном состоянии. Остатки глыб из углубления находятся на восточной стороне пирамиды, в то время как на западной стороне можно видеть остатки лестницы и ворот (фото). Изначально предполагалось, что пирамида Acapana была возведена в ходе трансформации естественного холма, позже исследователям пришлось признать, что насыпь имеет искусственное происхождение, более того, вся насыпь была облицована хорошо подогнанными глыбами из красного песчаника. Часть глыб осталась на своем месте из-за своих чудовищных размеров, часть засыпана глиной при разработках в качестве каменоломни. К слову сказать, самые тяжелые глыбы из красного песчаника весят около 70 тонн и были доставлены из карьера в 10 километрах от комплекса. Но даже эта впечатляющая цифра перекрывается самым тяжелым блоком из комплекса Pumapunku, вес которого по предварительным оценкам составляет 131 тонн.

В настоящее время проведена частичная реконструкция пирамиды Acapana, но по бедности страны часть террас пирамиды воспроизведена кладкой из сырого кирпича adobe, поэтому Acapana совершенно утеряла тот фантастический эффект, который производят на человека мегалитические сооружения. По части сохранившейся кладки террас можно определить, что кладка Тиванаку отличается использованием прямоугольных, хорошо выровненных блоков на манер кирпичной кладки (фото), в отличие многоугольной, хаотичной инкской кладки.

Рядом с пирамидой Acapana находится другое не менее колоссальное сооружение, которое называется, прошу прощения за каламбур, Kalasasaya (фото). Комплекс Kalasasaya представляет собой гигантский прямоугольный двор около трехсот метров в длину. По периметру двор был окружен вертикально установленными гигантскими глыбами на манер Стоунхеджа, самая крупная из которых весит около тридцати тонн. К сожалению, современные реставраторы решили заполнить пространство между отдельно стоящими глыбами кладкой из прямоугольных блоков, найденных в раскопках пирамиды, в результате чего Kalasasaya приобрела вид крепости (фото). С восточной стороны комплекса находятся прекрасно выполненные ворота, перекрытые мощной балкой из красного песчаника (фото). Стоит обратить внимание на верхние ступени лестницы, которые выполнены из единого монолитного блока. С левой стороны от входа находится лестничная конструкция, которая обрывается в никуда (фото). В просвет ворот видна статуя (фото), копирующая по оформлению статую Pachamama, которая находится в музее Тиванаку. Эта статуя, как и стелла Ponce (фото) представляет собой грубое изображение человека с крупными квадратными глазами и крепко зажатыми в кулаках ритуальными объектами, среди которых явно узнается человеческая фигура (фото). На телах монолитов можно увидеть многочисленные изображения, напоминающие древние иероглифы.

На территории Kalasasaya также можно увидеть ворота необычайной красоты, выполненные из единого блока, которые называются Gate of Sun (фото). На арке ворот высечено изображение бога Виракочи в окружении многочисленных картинок-иероглифов (фото), более четкое изображение которого, можно видеть на картинке из книги (фото). Стоит обратить внимание на искусно выполненные пазы с обеих сторон от входа, работа выполнена в одной из самых прочных пород на земле - андезите. Сейчас не существует механической технологии за исключением бетона, которая позволила бы получить в камне пазы с четкими прямоугольными внутренними углами. При этом нужно упомянуть, что ближайшие залежи андезита находятся в сотне километров от Тиванаку на полуострове Копакабана озера Титикака, а многие андезитовые блоки имеют вес свыше четырех десятков тонн.

Хотелось бы остановиться на образе Виракочи подробней. В верованиях народов Южной Америки это был бог действия, создатель и разрушитель многих миров. Народ Тиванаку верил, что Виракоча вдохнул жизнь в каменные скалы, создав гигантов, которые перемещали и обрабатывали гигантские блоки. Позднее они чем-то прогневали своего создателя, который и наслал на них потоп, уничтожив всю расу. Им вторит народ Qechua, который утверждает, что мегалиты в Тиванаку появились до них за одну ночь.

Интересно отметить, как древний народ соединял между собой каменные блоки, на территории Kalasasaya в ряд лежат несколько прямоугольных блоков правильной формы с Н-образными вырезами в них (фото). В городище Тиванаку в вырезы (фото) вкладывались заготовки из бронзы, которые изготавливались путем холодной ковки, в то время как те же блоки в городище Pumapunku заливались расплавом бронзы.

На территории Тиванаку также имеются и иные сооружения меньших масштабов, из которых стоит отметить Templete с востока от Kalasasaya и Putuni на западе. Templete это тот же комплекс Kalasasaya, только в полузаглубленном варианте. Сооружение состоит из тех же вертикально стоящих каменных блоков, пространство между которыми заполнено блоками. Если в случае руин Kalasasaya заполнение пространств между мегалитическими блоками было ошибкой реставраторов, то в Templete это, скорее всего, правильное решение, так как комплекс сильно погружен в землю (фото). В стенах комплекса обращают на себя внимание многочисленные элементы из тесаного камня (фото), изображающие человеческие головы с крупными квадратными глазами (фото). В центре мегалитического сооружения установлены три каменных блока с нанесенными на них изображениями, тем не менее, согласно утверждению гида, ранее в этом месте находилась семиметровая статуя Pachamama, что теперь находится в зале музея Тиванаку.

Комплекс Putuni менее интересен в результате непрофессиональной реставрации, так как часть стен по периметру комплекса выложена из сырого кирпича (фото). У входа в комплекс беспорядочно свалены каменные блоки из андезита, в которых выпилены необычные пазы с прямыми углами и прорези (фото). Putuni имеет иное название Palacio de los Carcofagos, что указывает на его церемониальное значение. В стенах по периметру комплекса находятся ниши, служившие для захоронений (фото).

Необычная архитектура и сложность исполнения комплекса, среди которых обращает на себя внимание обработка твердых пород камня, подобную которой в настоящее время можно воспроизвести только заливкой бетона наводят исследователей, да и посетителей на мысли о внеземном происхождении Тиванаку. По этой причине вполне простительна ошибка исследователя комплекса Артура Познанского, который датировал постройки в Тиванаку 15 тысяч лет до н.э.

Хотя позднее была установлена значительно более поздняя дата построек, остается главный вопрос, кто же научил примитивные народы обрабатывать твердые породы камня подобно пластилину, технологии, которая недоступна современной цивилизации, строить гигантские пирамиды и иные мегалиты, строительство которых и в настоящее время сопряжено с огромными трудовыми затратами.