Ландшафтный дизайн от Сотченкова Дениса
Контакты
Тел: +7 (985)998-64-82
e-mail: info@artgarden.ru

Вилла Ланте. Италия. Лацио. Баньяйа.

Вилла Ланте это один из лучших образцов итальянского садового искусства в стиле позднего Ренессанса с элементами маньеризма. Место заложения виллы Ланте уже с древних времен было известно минеральными водами, так поселок Bagnaia имеет основу от слова bagno - "ванна". С 12 века здесь находились леса и охотничьи угодья, принадлежавшие верховным лицам римской церкви. В настоящее время сохранился небольшой лесопарк (фото).

В 1566 году новый епископ города Виттербо Джиованни Гамбара присмотрел здесь место под строительство виллы, тогда же он пригласил известного архитектора Джакомо да Виньола. Молодой ценитель природы и искусства не жалел средств на воплощение замыслов архитектора. Известно, что епископ чрезмерной экстравагантностью и фривольностью при строительстве своей виллы навлек на себя гнев церкви и отказался от планов завершить строительство второго павильона, расходуя средства на восстановление храма в Витербо. По этой причине строительство второго павильона было завершено через десятилетие следующим владельцем виллы кардиналом Алессандро Монтальто. Именно этим обусловлено использование в оформлении виллы и парка элементов гербов двух семейств - Гамбара ("gambero" - рак) (фото) и Монтальто (гора со звездой) (фото). Позднее вилла в течение почти трех столетий принадлежала семейству Ланте, от которых получила свое название, пока окончательно не перешла в собственность правительства Италии.

Несмотря на то, что исторический вход на территорию виллы Ланте находился в самой нижней ее части (фото), а современный рядом с павильоном Гамбара (фото), осмотр усадьбы лучше всего начинать с верхней ее части. Согласно этой схеме можно оценить весь символизм виллы Ланте, которая спроектирована таким образом, чтобы обеспечить самостоятельное движение воды от "источника жизни" - фонтан Поток (фото) до "моря смерти" - фонтан Квадрат (фото).

Фонтан Поток заключен в небольшом дворике между двумя павильонами (фото). В центре дворика находится небольшая статуя, одна из многочисленных "водных шутих" усадьбы. Изо рта голов мифологических существ (фото) могут вылетать струи, окатывая изумленных посетителей брызгами воды. Комплекс с фонтаном, выполненный из грубо сложенных камней с одной стороны служит источником воды для всего водного хозяйства виллы Ланте, с другой символизирует пики горы Парнас, восстающих из вод Потопа. Также архитектор символически представил в вилле все четыре элемента природы, так фонтаны Поток и Дельфины (фото) олицетворяют собой "Воду", фонтан Гиганты - "Землю" (фото), фонтан Факелы - огонь (фото), а фонтан Квадрат - "Воздух" (фото). Наконец, фонтан Поток, как упоминалось ранее, символизирует собой источник Жизни. Как видно, символическая нагрузка каждого элемента вилла Ланте была необычайно велика, а ведь при этом еще решались и утилитарные вопросы внешнего оформления.

В центре гравийной площадки, окруженной древними платанами (фото), расположился восьмигранный фонтан Дельфины (фото). Основными элементами фонтана являются 16 дельфинов, попарно расположенных в нижнем ярусе в углах восьмигранника. Детали фонтана мерцают в лучах солнца подобно почерневшей от времени меди. На самом деле в оформлении его использован вулканический туф peperino.

Из фонтана Дельфины вода исчезает под землей, чтобы бурлящим потоком вырваться из зева гигантского рака - эмблемы семейства Гамбара (фото). Это элемент фонтана Цепь (фото), который служит связующим звеном между фонтаном Дельфины и фонтаном Гиганты. Каскад собран из завитков, дно которых сформировано таким образом, чтобы бурный поток закручивался, образуя красивый водный рисунок (фото).

По верху фонтана Гиганты проходит балюстрада из черного туфа с чашами и масками, служащими источниками воды (фото). Следует преклониться перед мастерством архитектора искусно использовавшего закон сообщающихся сосудов и силу тяготения для построения столь сложных водных картин. Источником воды в фонтане Гиганты (фото) служит все тот же зев гигантского рака, изображения которого повсеместно используются в оформлении виллы Ланте. В фонтане вода успокаивается на миг у подножия лениво лежащих статуй богов рек Тибр и Арно (фото), пока через скрытую под землей керамическую трубку не попадает в длинное корыто из вулканического туфа (фото). Корыто с широкими краями это не что иное, как обеденный стол, при этом центральная часть, заполненная водой, использовалась гостями для охлаждения бутылей с вином в жаркие летние дни (фото).

Из обеденного стола вода мощным потоком вырывается из разверстой пасти маскарона (фото), чтобы опять исчезнуть под землей. На этот раз вода попадает в тихий заросший садик из очаровательных азалий (фото). Здесь находится многоярусный круглый фонтан Факелы с семью десятками струй воды, имитирующими свечи с подсвечниками (фото). Фонтан находится на том же уровне, что и верхний вход в павильоны Гамбара и Монтальто (фото).

Вода успокаивается в комплексе из четырех квадратных прудов с фонтаном Мавры в центре (фото). Сад Озеро символизирует "море смерти", поэтому в центре каждого пруда находится лодка с перевозчиком, ожидающих пассажиров переправляющихся через реку Стикс в мрачное царство Аида (фото). Территория сада разделена на двенадцать блоков (фото), из которых восемь наружных блоков представляют собой партеры из стриженых кустов самшита и тиса с отсыпками из гранитной крошки (фото). Изначально видовое разнообразие сада было богаче, здесь присутствовали экземпляры лавра, шпалеры с фруктовыми деревьями, цитрусовые, гранаты, виноград, душистый жасмин, клематисы и многие другие.

Следует обратить на скульптуры мавров, сложно поверить, что фигуры выточены из вулканического туфа, а не отлиты из бронзы (фото). Руки мавров поддерживают эмблему семейства Монтальто - вершину горы со звездой. По первоначальному проекту потоки воды вылетали из звезды множеством тонких струй, ниспадая подобно покрывалу над фигурами мавров.

При рассмотрении фонтана появляется ощущение, что скульптуры мавров несколько выбиваются из общей концепции виллы Ланте. Так и есть, в дневниках современников Джиованни Гамбары упоминается существование пирамиды, которая позднее была разобрана следующим владельцем виллы и заменена скульптурной группой Мавры.